«Это кошмар, так делать нельзя!» или Как говорить с дизайнером

Дизайнер за работой

Рассказывает Анна Носова, директор по маркетингу адвокатского бюро DS Law

11316_11950_c6978bab_UaQBk-tt

«Проблема взаимопонимания заказчика и дизайнера — вечна и до конца не разрешима, однако можно создать систему работы, при которой коммуникация и согласование работ будут максимально эффективными. Прежде всего, нужно раз и навсегда отказаться от подхода „Сделай то не знаю что, не знаю как, но чтобы мне понравилось“.  Данный подход всегда заканчивается анекдотом: „Вот Вам деньги, Вы профессионал, сделайте так, как надо“, — „Вот так надо, сделал“, — „Это кошмар, так делать нельзя“. И это неизбежно при таком подходе, т. к., с одной стороны, рынок дизайнерских услуг переполнен непрофессионалами, с другой стороны, заказчики часто сами не знают, чего хотят, не готовы тратить время на качественное ТЗ и т. п.

Следующее, что важно сделать — найти „своих“ дизайнеров. Как правило, даже при наличии штатного дизайнера объем работ не всегда выполним его силами, так что требуется привлекать аутсорсинг в виде фрилансеров или дизайн-бюро. С учетом того, что финальное решение принимает заказчик — вне зависимости ни от каких законов дизайна, важно найти: 1) специалистов, которые готовы по максимуму выполнять ваши требования, вне зависимости от адекватности и технической воплотимости этих требований; 2) специалистов, которые способны эффективно с вами коммуницировать как с заказчиком (использовать выбранные вами способы коммуникации, соблюдать ваши дедлайны и т. п.); 3) специалистов, чей профессиональный опыт и компетенции позволяют выполнять задачи нужного вам уровня; 4) специалистов, которые с вами „на одной волне“ — то есть исповедуют близкие вам стили, имеют примерно те же взгляды на „хорошо“ и „плохо“ в дизайне, как и вы. Если такие специалисты в вашем распоряжении есть, выстраиваем систему работы.

Первое и самое важное — формат ТЗ. По моему опыту работы с огромным количеством дизайнеров, подробное письменное ТЗ обязательно — вне зависимости от того, идет ли речь о штатном или внештатном специалисте, от сложности и масштаба задачи. Чем более детально и качественно ставится и описывается задача — тем эффективнее дальнейшая коммуникация и тем лучше результат. Объясняя задачу, иллюстрируйте свои термины и пожелания визуальными примерами. Заказчик и дизайнер часто пользуются разной терминологией, и из-за этого возникают разночтения, отнимающие время. После отправки ТЗ необходимо проговорить его очно или по телефону, удостовериться, что все важные моменты поняты правильно, обсудить спорные вопросы. Важно: в ТЗ должны быть оговорены дедлайны, которые следует согласовать. Дизайнер должен подтвердить согласованное ТЗ. Для меня удобнее делить ТЗ на промежуточные стадии, так проще и эффективнее контролируется ход работ, и уменьшается риск отклонения от желаемого результата.

Дальнейшая коммуникация по задаче должна строиться как можно „плотнее“. Обсуждайте, объясняйте, советуйтесь. Не стесняйтесь комментировать „своими словами“. Лучше написать „теперь оторви ей голову с этой фото и переставь на фото № 3, там фигура поприличней“, чем „подумайте о том, как можно совместить элементы фото № 1 и № 3 для обеспечения наилучшего результата внешнего вида нашего спикера“. Здесь правило — имидж ничто, результат — главное.

А вот в психологии общения с дизайнерами — наоборот. Дизайнеры — люди тонко чувствующие и весьма ревностно относящиеся к оценке собственного мнения. Особенно это касается внештатников. Избегайте резких суждений, неквалифицированных эмоционально окрашенных оценок. Держите себя в руках. Очень часто неэффективность коммуникации основана именно на несоблюдении заказчиком элементарных правил делового этикета в общении с дизайнером. „Ты что, не понимаешь? Не присылай мне больше такой позор! Не понимаешь, в чем проблема? О чем тогда с тобой вообще говорить?“. Никто не обязан думать и рисовать так, как это делает ваш мозг. Вам не нравится результат? Он реально кошмарный и вы не понимаете, как можно было такое сделать, а тем более отправить вам на согласование? Не представляете, как объяснять, что делать? Но ведь это вы выбрали такого дизайнера. Просто не работайте больше с ним, он вам не подходит. И это вовсе не значит, что он плохой. Просто — не ваш.

Будьте максимально конструктивны и дружелюбны, умейте посмотреть на задачу с точки зрения дизайнера и признать свои собственные ошибки. Если долго не получается достичь результата в формате „правки-показ“, садитесь рядом со штатником и вместе двигайте фигуры на экране, подбирайте фото. С внештатником — правьте макет в онлайне по скайпу. Есть такое распространенное заблуждение среди заказчиков — „это же он дизайнер, почему я должен делать его работу“. Но ведь это вы — царь и бог, принимающий решение вне зависимости от всего, чему учили дизайнера. Это вы в процессе работы не единожды топчете его видение прекрасного и создаете его руками продукт, с которым он внутренне может быть не согласен. Он, возможно, художник в душе, вынужден работать ремесленником так же, как и вы. Так почему же он должен знать, чего вы хотите, понимать вашу логику, если вы ее плохо объяснили, не предоставили образцы, не согласовали подход? Понимайте дизайнера, старайтесь входить в его положение. И тогда он поймет вас. Большинство дизайнеров готовы эффективно работать „просто руками“. Только не нужно лишний раз на это давить.

Важный вопрос: количество правок. Каждый возврат к макету — это время. Поэтому, составляя очередной раунд замечаний, рассмотрите макет несколько раз, постарайтесь учесть все. Не посылайте письма с 1–2 правками, чтобы потом целый день слать дополнения. Это неэффективно.

И последний совет заказчику — умейте брать на себя ответственность. Вы — или конечный заказчик, или эффективное передаточное звено, не более. Чем больше цепочка согласований — к примеру, „круги ада“ — „менеджер по рекламе — бренд-менеджер — директор по маркетингу — исполнительный директор — генеральный директор“, тем менее эффективен результат. При описанной цепочке для согласования эффективны только общие совещания всех участвующих звеньев согласующей цепочки по данному заказу.

По своему опыту могу сказать — при условии, что „правильный дизайнер“ найден, коммуникация с ним налажена, результат всегда в целом будет радостным и эффективным. DS Law в этом смысле повезло — благодаря нашим друзьям из Mind Republic мы недавно осуществили успешный ребрендинг и очень довольны результатом, получили массу позитивных отзывов. Просто мы верим в эффективную коммуникацию с дизайнерами и стараемся делать все для конструктивной совместной работы, мы верим в талант наших партнеров и научились во многом им доверять. И — мы действительно понимаем друг друга».

Ответить %s